30 студзеня 2014

Патриархат в действии: сексуальность по-японски

9 112
Корреспондентка MAKEOUT вернулась из Японии и поделилась своими впечатлениями.
Изображение:
«Стажировка в Японии была для меня голубой мечтой с подросткового возраста. Неожиданно она воплотилась в реальность. За год учебы неоднократно пришлось столкнуться с тем, о чем умалчивают туристические проспекты и о чем не написано ни в одном учебнике по страноведению. Очарование страны не пропало, но несколько ярких штрихов в общую картину добавилось. Блаженны не ведающие, как говорится».


***

Согласно рейтингу о гендерном неравенстве за 2013 год, из 136 стран Япония оказалась лишь на 105-й позиции. Несмотря на то, что занимает третье место в мире по показателям уровня экономического развития. Парадокс, неправда ли?

Махровый патриархат находит отражение во всех сферах жизни — в человеческих отношениях и повседневности, в медийном пространстве, на работе, — сочетаясь со строгой иерархичностью, уходя корнями глубоко в социокультурный пласт. Здесь невольно вспоминается и космогонический синтоистский миф о первых божествах Идзанами и Идзанаги, зачавших чудовище, поскольку «женщина» обратилась к «мужчине» первой во время брачного обряда; и буддийские каноны, по которым женщины как «грязные существа» не способны достичь просветления; и конфуцианские устои, согласно которым жена должна беспрекословно подчиняться мужу; и гражданский кодекс эпохи Мейдзи, действовавший вплоть до 1947 года и гласивший, что единственно верный статус женщины в обществе — «хорошая жена, мудрая мать».

«Неудивительно, что патриархальные установки влияют и на формирование сексуальной культуры. Япония уже несколько десятилетий славится своими секс-причудами»

Де-юре проституция запрещена еще с 1958 года, причем закон был принят с целью защиты женщин от фактической продажи в рабство. Де-факто под проституцией понимается непосредственно половой акт за деньги, все остальное, не представляющее собой вагинальную пенетрацию, не попадает под закон. Благодаря этому «водная торговля» идет полным ходом — и по сей день существует огромное число специальных заведений, оказывающих интим-услуги, и борделей, замаскированных под массажные салоны и центры здоровья для мужчин, «розовые салоны» (специализируются на оральном сексе), тематические «имекура» с костюмированными переодеваниями (на любой вкус и цвет: анимешные персонажи, медсестры, учительницы, школьницы), хост-клубы, стриптиз-бары, порно-кинотеатры, «отели любви» с тематическими комнатами, которые можно снять на ночь или несколько часов, и многое, многое другое.
Патриархат в действии: сексуальность по-японскиАфиша порно-кинотеатра: «Каждый день сеансы allnight»

Производство порнографической продукции тоже поставлено на поток — ежегодно Япония выпускает порядка 35 тысяч фильмов AV (AdultVideo), анимационных фильмов, компьютерных игр, эротических комиксов в жанре «хентай» и даже софт-порно периодику, которую, кстати, можно купить в любом «комбини» (от англ. «Convenience store»). В последнее время в рамках «улучшения имиджа» эротические журналы начали выкладывать на полки таким образом, чтобы они не бросались в глаза.

Японская порнографическая продукция, изобилующая сценами насилия, сюжетами перверсивного и откровенно мизогинистического характера, в которых женщина практически никогда не выступает как активный субъект, получающий удовольствие от полового акта, представляет собой интересный материал для гендерных исследований.

Другим любопытным моментом является многообразие сексуальных практик, представленных в японской порнографии, в аниме и манге, многие из которых фактически не имеют аналогов в мире. Например, буккакэ или эрогуро (слабонервным лучше не гуглить!).

«В целом женский медийный образ тяготеет к психологической и внешней инфантилизации»

Это находит отражение и в повседневности — девушки и женщины берут на вооружение имеющие успех у мужчин в контексте «лоликона» поведенческие модели (быть милой, прикрывать рот рукой, когда смеешься, говорить измененным тоненьким голосом), стиль одежды (кружево, пастельные тона, обилие стразов, короткие юбки, словом, все, что вписывается в концепцию «кавайи»). На европейский взгляд, исключительно мило, однако при нахождении долгое время в среде, где женственность исключительно инфантильна, возникает неприятное ощущение, словно ты попал в мир «Стэпфордских жен».

Спекуляция на невинном образе, так неистово любимом японскими мужчинами, объясняет исключительную популярность поп-айдолов — сладкоголосых милых медийных персонажей.
Гигант поп-айдоловского бизнеса — AKB48

Фетишизация женщины и женской одежды в частности в свое время привела к появлению магазинов, ныне запрещенных, продающих ношеное женское нижнее белье, носки, ношеную школьную форму и спортивные костюмы — все товары сопровождались краткой информацией о «хозяйке» и даже ее фотографией.

Фотографирование исподнего невинных школьниц в общественных местах (в оригинальных фото-приложениях на японских смартфонах нельзя отключить звук камеры, однако есть куча «бесшумных» аналогов) на сегодняшний момент является распространенным правонарушением наряду с тиканами — любителями в час пик ощупывать обездвиженных жертв в общественном транспорте. Что привело, в свою очередь, к появлению специальных вагонов только для женщин.
«И жертвы, и находящиеся рядом пассажиры, пожалуйста, смело оповещайте всех: «Тикан!». Избавимся от тиканов вместе! Тиканство — непростительно. Если в поезде либо на станции вы стали жертвой тикана, пожалуйста, сообщите об этом дежурному по станции, проводнику либо в дежурную часть».

И все же постоянное искусственное стимулирование либидо, наличие рая плотских удовольствий и развитой порно-индустрии, к сожалению, не решает главной проблемы: человеку нужен человек. Современное поколение японцев от 30 и ниже называют поколением безбрачия, рождаемость падает, население стареет; мужчины и женщины не стремятся и даже боятся вступать в брак. Очень много одиноких людей довольствуются платонической любовью, предпочитают не утомлять себя сексом и обязательствами серьезных отношений. Завышенные ожидания, идеализированные представления, коренящиеся в гендерном конструкте, отворачивают японцев друг от друга, от истинного понимания близости и заставляют убегать в миры искусственной сексуальности, порожденной обществом потребления.

Фото из личного архива, http://www.akb48.co.jp/, http://genkudo.tumblr.com/

Аб праекце Звязацца з камандай English
Лого MAKEOUT
Сайт належыць Сацыяльна-інфармацыйнай ўстанове па падтрымцы праектаў ў сферы гендэрнай роўнасці "АУТЛАУД", якая зарэгістравана 20 сакавіка 2018 г. Мінгарвыканкамам. Статут можна спампаваць тут.