17 лістапада 2014

Гомофобный «либерпанк»: как создаются литературные тренды

9 408
Начиная с 2011 года в крупнейшем российском издательстве «Эксмо» в рамках серии «Русская фантастика» вышло уже 4 сборника рассказов, объединенных темой «глобальных угроз» общественным устоям со стороны либеральных идей: «Антитеррор-2020», «Беспощадная толерантность», «Либеральный апокалипсис», «Семьи.net».
Изображение: Joseph Donald-Myers
© Joseph Donald-Myers
«Золотой век» фантастики остался в прошлом. Великие эпопеи, мечты о техногенном будущем и пугающие антиутопии написаны и переписаны множество раз. Уделом современной фантастической литературы становится беллетристика, легкое развлекательное чтиво. Но ресурсы жанра определенно не дают покоя властителям дум. Что же происходит, когда эльфы и пришельцы оказываются на службе у политической пропаганды?

Начиная с 2011 года в крупнейшем российском издательстве «Эксмо» в рамках серии «Русская фантастика» вышло уже 4 сборника рассказов, объединенных темой «глобальных угроз» современному (читай — консервативному) обществу со стороны либеральных идей. «Антитеррор-2020», «Беспощадная толерантность», «Либеральный апокалипсис», «Семьи.net» — по названиям можно предположить общую направленность произведений и не ошибиться. Все буквально и прозрачно.

Сюжеты и темы четко выверены, приправлены патетическими предисловиями — словно, несмотря на жанр издания, разночтений быть не должно. Не слишком ли серьезное отношение к проходным фантастическим сборникам? Тем неожиданнее то, что серия выпускается при поддержке фонда «Взаимодействие цивилизаций» и главы Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Романа Силантьева. Именно под крылом вышеупомянутой организации соседняя держава с недавних пор всерьез озаботилась делами о защите «чувств верующих». Кроме того, сборник «Семьи.net» спонсировала Екатеринбургская епархия. Приятно видеть, как любовь к фантастике сплачивает светские и религиозные организации, не так ли?

Гомофобный «либерпанк»: как создаются литературные тренды
©Marcin Owczarek

Когда о выходе «Беспощадной толерантности» написали порталы вроде РИА «Новости» или Рамблера, которые до этого книжными обзорами не интересовались, я была уверена, что именно эту книгу я не буду читать никогда. Она выглядела настолько абсурдной, насколько это вообще возможно. Но прошло два года, и на глаза попался другой сборник — «Семьи.net», — в котором уже в аннотации угадывалось нечто до боли знакомое. Оказалось, что речь идет не о единичном всплеске графомании, а о пособии по деструктивной пропаганде. О гротескно ужасном будущем, которое читатель неизбежно должен представить, чтобы дойти до мысли: «Не бывать этому!»

Вы хотите, чтобы ваши убеждения и личная жизнь внезапно оказались вне закона? Чтобы ваших детей могли отдать другим людям, а вас заставить рожать новых? Чтобы безликий всемогущий Большой Брат мог в любой момент изменить вашу психику, лишить гражданских прав, убить?

Нет? Странно. Ведь именно этого, по утверждению авторов, добивается ЛГБТК-движение. Сборник демонстрирует поразительное единство взглядов: меняются имена героев, обстоятельства, антураж, но впечатление, что ты читаешь один-единственный постмодернистский роман про «духовные скрепы», не пропадает. За это стоит поблагодарить составителя сборников Сергея Чекмаева.

«Будет неправдой сказать, что повышенное внимание к сборнику [«Беспощадная толерантность»] стало для нас сюрпризом. Нет, мы вполне осознанно выбрали столь спорную и неоднозначную тему: пределы толерантности к сексуальным девиациям и агрессивному нашествию иных языков и культур. Авторы по нашей просьбе спрогнозировали один из вариантов недалекого будущего: мир, где толерантность возведена в абсолютный максимум. Разумеется, ЛГБТ-активисты немедленно окрестили сборник «фашистским», даже не озаботившись прочитать его или хотя бы взглянуть на оглавление. Меж тем ничего сознательно расистского в книге нет, она лишь предлагает иную, немодную сейчас точку зрения на некоторые продвигаемые либеральные ценности. Жаль, что активные меньшинства требуют к себе индифферентного, а то и одобрительного отношения, но на дух не воспринимают любые попытки высказывать мнение, отличное от своего» [1].

К сожалению, после прочтения ощущение «фашистскости» не пропадает, а только усиливается. «Беспощадная толерантность» — знаковый сборник серии. Он имел наибольший резонанс в СМИ и вышел за ровно год до пресловутых российских законов о «пропаганде гомосексуализма» и усыновлении детей однополыми парами, словно подготавливая почву общественного сознания для взращивания «правильных» мыслей.

Гомофобный «либерпанк»: как создаются литературные тренды
©Marcin Owczarek

Я не хочу в этой ситуации переоценивать роль фантастической литературы, но авторы и создатели сборника активно пользуются ее ресурсами: доступностью, яркостью образов и полной безнаказанностью. Ведь любую скользкую, ксенофобную или откровенно антигуманную идею можно объявить видением писателя-фантаста. Но заявленная идея шире — это собрание прогнозов, моделей будущего, которое неизбежно наступит, если не противостоять «экспансии либеральных ценностей». Так сборник душераздирающих рассказов незаметно перерастает в псевдофутурологическое исследование.

Среди главных кошмаров будущего — развенчание гетеронормативности. Как пророчат фантасты, это непременно обернется тотальным геноцидом, апокалипсисом и прочими скорбями. В этих забористых страшных сказках гей-диктатура оказывается посильнее политики апартеида. На фоне консервативного поворота, наблюдающегося в последние годы на территории СНГ, все средства становятся хороши для апологии «традиционных ценностей». Если одну мысль повторяют на разные лады три года подряд ТВ, новостные порталы, блоги, медийные лица, игнорировать ее крайне тяжело. Давление информации не должно ослабевать, поэтому даже со страниц книги, читаемой на досуге, просачивается политика.

Художественную ценность серии лучше оставить литературным критикам — сборники интересны, скорее, как готовое пособие по пиару и политической агитации. Полный набор пропагандистских штампов представлен в тексте настолько спрессованно, что на сюжетные повороты или проработку персонажей не остается места и сил. Да это и не требуется, ведь задача сборников иная.

Теория пропаганды имеет богатую историю и достаточно хорошо разработана, чтобы выделить определенные приемы. К примеру, типовой образ человека. Если обратить внимание на агитационные плакаты, создается впечатление, что на них изображены не люди, а стандартизированные модели людей без особых примет. Это не конкретные личности, а «этикетки» для целевой аудитории.

В сборниках, как переходящее знамя, из одного рассказа в другой шествуют такие же герои-инварианты — усредненные Адам и Ева — в мире жестокой гомодиктатуры. Читатель неизбежно должен начать сочувствовать им, ведь окружающая среда безумна и враждебна здравому смыслу. У них нет лиц и характеров, иногда даже имен, их функция — маркировать гетеронормативность.

Гомофобный «либерпанк»: как создаются литературные тренды
©Joseph Donald-Myers

Другой классический прием пропаганды — это создание бинарной, черно-белой картины мира, в котором нет места диалогу, а единственный возможный путь взаимодействия — война. Диспозиция «свои хорошие — чужие плохие» воплощена в текстах с прямолинейностью советских антифашистских лозунгов. Да и апелляции к историческим реалиям Германии в период господства НСДАП в книгах встречаются не раз.

Впрочем, слова «гей» или «лесбиянка» в рассказах практически не используются. Зачем, когда есть обсценная лексика, прекрасно выражающая отношение авторов к ЛГБТ? Обесценивание, унижение противника — одна из ходовых манипуляций, позволяющих доказать превосходство собственной идеологии. На фоне тоталитарной толерантности будущего, где вместо «он» и «она» нужно говорить «оно», герои упорно мыслят категориями современного российского медиапространства, где язык ненависти — нормальное явление. Любые либеральные идеи в книгах — репрессивны. Это некое вредное влияние извне, то ли масонское гей-лобби, то ли козни хитрых американцев, которые не затрагивают сознание «нормального человека». Риторика «холодной войны» по-прежнему живет в отечественной фантастике, прикинувшись жанром «либерпанк».

Белорусские писатели в сборниках не представлены, но некоторые из них могли бы с полным правом стать участниками проекта. Юрий Станкевич в своих фантастических романах-антиутопиях «П'яўка» и «Апладненне ёлупа» точно так же предрекает закат человеческой цивилизации из-за засилья политкорректности, эмансипации и уничтожения «традиционных ценностей». Обилие ксенофобных, расистских, гомофобных моментов нисколько не мешает книгам писателя выходить в минских издательствах — ведь они вполне созвучны национальной идеологии. В своем интервью автор заявляет:

«Чужынцы — яны створаць нам яшчэ больш праблем. Акрамя таго, я лічу, трэба не фінансаваць, ухваляць, песціць усякіх там педыкаў, а проста — упакоўваць на нары. І садамітаў туды ж. Я лічу, што грамадства павінна быць здаровым. І калі яно будзе здаровым, тады яно будзе і нармальна разважаць. Гэта пытанне непаліткарэктнае»[2].

Среди нечистоплотных приемов пропаганды особое место занимает так называемая «пропаганда ужасов». И фантастика как жанр дает широкое поле для ее использования. «Пропаганда ужасов» призвана воздействовать на эмоции, вызывать шок, ужас, ярость, желание возмездия. Ярким примером такого типа внушения являются, например, картины о зверствах американцев в Корее или даже антикатолические гравюры XVI века, где младенцев отдают на растерзание псам испанские дворяне. Дети вообще являются ходовой темой данного вида манипуляции — упоминание насилия над детьми вызывает сильный эмоциональный отклик. Неслучайно в рассказе Вадима Панова «Ангел», вошедшим в серию «Семьи.net» как бы походя упоминается, что в будущем возраст сексуального согласия снижен до 3 лет.

Гомофобный «либерпанк»: как создаются литературные тренды
©Joseph Donald-Myers

Образ гомосексуалов в книгах серии прописан практически в соответствии с данными американского психологического пособия «Resource Manual on the Psychology of Enemy Images», выделившего ряд констант в пропагандистском «образе врага». Здесь и селективная невнимательность — в образ гомосексуала закладываются исключительно негативные качества и атрибуты, от него исходит абсолютное зло, которое можно и нужно уничтожать, иначе оно уничтожит тебя. И образы гетеросексуальных персонажей-мучеников, боровшихся против диктатуры толерантности и принявших смерть в лучших традициях пионеров-героев. И дегуманизация образа гомосексуала — это не человек, а либо озабоченное только физиологией «существо», либо опасный и злонамеренный монстр. Это позволяет заведомо отмести возможность эмпатии и позволить негативным эмоциям читателя оцениваться как «праведный гнев».

Грань между литературой и жизнью при этом намеренно размывается. Вроде бы описывается отдаленное будущее, нелепое и абсурдное — это понятно любому, — но читателю дают понять, что истоки его здесь и сейчас. Ведь и в рассказах все началось с малого, например, с разрешения однополых браков или суррогатного материнства. А закончилось парадами зоофилов (в рассказе Юрия Бурносова «Москва, двадцать второй» из серии «Беспощадная толерантность») и обвинением в гомофобии магнитов (рассказ Леонида Каганова «Далекая гейпарадуга» там же).

В мрачном будущем гетеросексуалы подвергаются всевозможной дискриминации: им не дают усыновлять детей, разнополые браки считаются дикостью, на работе приходится скрывать свою ориентацию, а внешний вид может стать поводом для насмешек и побоев. Ничего не напоминает? Получается, что множество негетеросексуальных людей живет в мрачном будущем прямо сейчас. Такой «перевертыш» мог бы стать способом лучше понять другого человека и его проблемы, но единственная цель сборников — показать, как ужасно лишиться своих привилегий.

Иногда чем абсурднее и масштабнее ложь, тем проще в нее поверить. Когда литературное слово становится синонимом лжи и исправно служит политическим целям, за фасадом «страшилок про пришельцев» угадывается нечто не столь безобидное, и, к сожалению, происходит оно совсем не в параллельном мире.



Литература:

1. Сергей Чекмаев опубликовал свое интервью на своем официальном сайте. http://chekmaev.com/intervyu/intervyu-a-shherbak-zhukov/
2.Интервью с писателем было опубликовано в блоге Алеся Суходолова «Инсайт». http://ales-insight.blogspot.com/2010/12/blog-post_21.html