30 чэрвеня 2015

Почему гендерно-маркированные товары — это проблема

Перевод материала Sociological Images специально для MAKEOUT | Прагляды: 6 467

Когда компании производят «мужские» и «женские» версии таких продуктов, как яйца, шампунь для собак или маринованные огурцы — не засмеяться просто невозможно. Однако на самом деле это совершенно не смешно. И вот почему.

1. Гендерно-маркированные товары подкрепляют идею гендерной бинарности.

В общем и целом, жизни мужчин и женщин в наше время мало отличаются. Мы вместе растем, учимся, работаем бок о бок. По сути, гендер не столь важен в нашей реальной, повседневной жизни.

Однако феминно или маскулинно маркированные товары – попытка убедить нас в обратном.

Почему гендерно-маркированные товары — это проблема


Кроме того, гендерная бинарность делает невидимыми всех тех, кто не вписывается в ее рамки. Это огромная проблема не только для людей, которые не идентифицируют себя ни как женщин, ни как мужчин, и транс- и интерсексуальных людей, это проблема, касающаяся нас всех. Практически все мы ежедневно невольно делаем что-то, чтобы вписаться в эту бинарность: когда мы едим, когда занимаемся или не занимаемся спортом и как мы это делаем, носим ли макияж, как мы двигаемся и говорим. Каждый раз, когда мы делаем эти вещи согласно гендерным стандартам поведения, бытующим в обществе, мы идем на поводу у гендерной бинарности.

2. Бессмысленно гендерно-маркированные товары усиливают стереотипы.

Такие товары не просто разделяют нас на две группы, они указывают нам еще и на то, какими именно мы должны быть, если принадлежим к одной из этих групп.

Почему гендерно-маркированные товары — это проблема


3. Бессмысленно гендерно-маркированные товары открытым текстом говорят нам, что женщины должны подчиняться мужчинам или зависеть от них.

Гендерные стереотипы говорят не просто о различиях, они говорят о неравенстве. Товары, представленные ниже, не только утверждают гендерную бинарность и наполняют ее бессмысленными стандартами, они без обиняков заявляют, что женщины и мужчины призваны играть неравные роли в обществе.

Девочки – медсестры, мальчики – доктора:

Почему гендерно-маркированные товары — это проблема


Девочки – принцессы, мальчики – короли:

Почему гендерно-маркированные товары — это проблема


4. Гендерно-маркированные товары для женщин стоят дороже.

Зачастую мужские и женские версии товаров имеют разную стоимость. Обычно товары для женщин стоят дороже. Если не обращать на это внимание – или если для женщины важно иметь «правильный» товар, соответствующий ее полу – можно переплатить значительную сумму. Различные исследования в США (штата Калифорния, Университета Центральной Флориды, Отчеты Потребителей) подтверждают, что женщины платят больше.

Это не просто повод для злости. Это реальные деньги, которые можно потратить на другие нужды. Это понижение уровня жизни и способности обеспечивать себя самостоятельно.

5. Бессмысленно гендерно-маркированные товары – полнейшая глупость. Есть более эффективные способы предоставить людям то, в чем они нуждаются.

Основное оправдание для производства гендерно-маркированных товаров обычно заключается в том, что «женщины и мужчины существенно отличаются друг от друга». В большинстве случаев гендерно-маркированный товар как бы задает характеристики потенциального покупателя/покупательницы.

Распространенный пример — гендерно-маркированные товары для женщин обычно меньшего размера, а значит, якобы, лучше им подходят. Например, эти наушники «Разработано для женщин. Наушники маленького размера»):

Почему гендерно-маркированные товары — это проблема


Вполне возможно, некоторые женщины действительно оценили бы эти наушники по достоинству, однако было бы логичней реализовывать наушники разных размеров и позволить покупателям (например, женщинам с большими ушами и мужчинам с маленькими) самим решать, какая модель им нужна.

Подобные товары просто-напросто вычеркивают из существующей картины мира людей, которые не вписываются в предлагаемые параметры. Потенциально они также заставляют этих людей чувствовать себя некомфортно или сужают их выбор. Если женщина обязана быть маленькой и хрупкой, как тогда чувствовать себя женщинам, не использующим эти маленькие наушники?

Резюмируя: бессмысленно гендерно-маркированные товары — это не шутка. Это вездесущая и агрессивная идеологическая сила, направленная на то, чтобы контролировать наши мысли, наши действия и наши деньги. Можно продолжать смеяться над ними, но не будем забывать, что на самом деле они представляют серьезную проблему.



Очень показательный беларуский пример, присланный нам читательницей.

Почему гендерно-маркированные товары — это проблема

Если видите нечто подобное, пожалуйста, фотографируйте и присылайте на [email protected]