7 признаков того, что партнёр_ка вами манипулирует

Suzannah Weiss, Everydayfeminism.com | Перевод — Анна Пономаренко | Прагляды: 41 978

© CJ Hendry
«Думаю, я делаю это, чтобы отвлечься».

Я рассказывала подруге о своей недавно приобретённой привычке отрывать кончики волос.

«Отвлечься от чего?»

«Я злюсь». Я задумалась. «Я постоянно злюсь».

«На кого?»

Мой взгляд метался по комнате. Я боялась в этом признаться. «На своего парня».


Я такая мелочная. Эти слова всплыли из моего подсознания. Как я могу быть настолько мелочной, чтобы обижаться на кого-то, кто никогда не кричал на меня и не причинял мне физической боли, кого я любила и хотела больше всего на свете?

Но все ссоры, которые, казалось, разрешались каждый раз, когда он высаживал меня у моей квартиры, потом неизменно возвращались в мою голову. Как только я понимала, что они не решены, я ставила на повтор сериал «Друзья» и отрывала кончики волос, чтобы отвлечься, и они постепенно накапливались на белых простынях.

Это не имело значения. Я просто слишком остро отреагировала. Он был таким любящим и добрым во многих отношениях. Я же не могу просто так всё бросить, правда?

Я не могла. Воспоминания всплывут на поверхность через несколько дней и недель.

Однажды я отказалась одолжить ему денег, потому что он не вернул их мне в прошлый раз, и он саркастически ответил, что если я вижу наши отношения как набор денежных операций, то мы могли бы поместить всё в электронную таблицу и никогда не дарить друг другу подарки.

Эгоистичная. Жадная. Считающая отношения набором денежных операций. Да, это я. Такая мелочная. Такая недостойная его девушка.

Отломанные кончики волос падали один за другим, отрезая половину меня, всё ещё рассерженную, что он так и не вернул мне долг.

— Вспомни хоть раз, когда я тебя подвёл, — попросил он.

«Ты так и не прочитал мою научную работу». Он сказал, что сделает это «сегодня вечером» в январе. А сейчас март.

— Конечно, прочитаю. Просто до этого ещё не дошло. Обидно, что ты так обо мне думаешь.

Я причиняла ему боль. Я не верила в своего парня.

Подумаешь, деньги. Подумаешь, диссертация. Что со мной было не так?

Это был тот самый парень, который застал меня врасплох, придя в мою квартиру с только что купленными ингредиентами и приготовив мне ужин. Который терпеливо переубеждал и утешал меня, когда я говорила про свои проблемы с образом тела. Даже когда мои слова наверняка звучали нелепо.

Но я была так зла.

7 признаков того, что партнёр_ка вами манипулирует
©CJ Hendry

Я злилась, что он не вернёт мне деньги, которые задолжал. Злилась, что он не сдержал обещание. Злилась, что всё это он свалил на меня. Я злюсь на него за то, что он заставил меня злиться на себя, и злюсь на себя за то, что злюсь на него.

Я перебирала один волосок за другим, теряясь в гипнотизирующих прядях.

Мой мозг ломался, как кончики волос. Я не могла сказать, какая часть меня была права.

Увлечённая этой какофонией противоречивых мыслей, я пошла на книжную ярмарку с моим парнем, и одна из книг привлекла моё внимание. Книга Патрисии Эванс про вербальный абьюз в отношениях. Это должно быть интересно, подумала я. Мне нравится психология. Я засунула книгу в бумажный пакет и заплатила пять долларов.

И только в тот миг, между нашим прощальным поцелуем и повторами «Друзей», я призналась себе, почему на самом деле купила эту книгу.

На следующий день я её открыла. Как я и ожидала, я увидела на страницах себя — обе мои «стороны»).

И на середине я узнала, что газлайтинг — метод моего партнёра, заставляющий меня сомневаться в своих мыслях, чувствах и восприятии, — это тактика абьюза, способ манипуляции. Впервые я поняла, почему его поведение так меня напрягало. И не потому, что я была плохой партнёркой.

Если вы обнаружите любой из этих семи пунктов в собственных отношениях, вы также можете перестать считать себя плохим_ой партнёром_кой. Возможно, вами просто манипулируют, чтобы вы поверили, что вы такой_такая. Если вы окажетесь в таком положении, я надеюсь, что этот список поможет вам так же, как помогла мне та книга, потому что он даст вам другие объяснения происходящему, кроме вашей собственной «неадекватности».

1. Вы чувствуете, что конфликты не решаются полностью

Если конфликты, произошедшие несколько дней, недель или месяцев назад, всё ещё беспокоят вас, даже если вы обсуждали их со своим_своей партнёром_кой, возможно, партнёр_ка манипулировал_а вами, заставляя поверить, что обсуждение закончилось раньше, чем на самом деле.

Мой партнёр совершал эту манипуляцию, всячески перекладывая ответственность на меня.

Даже если обсуждаемое действие совершил он, я смотрела на это действие под неправильным углом. Он говорил мне, что такое правильный угол зрения, и я чувствовала себя виноватой за то, что не смотрела на вещи таким образом.

Когда наши споры «разрешались», решение обычно заключалось в том, что я должна была работать над собой, потому что я слишком остро реагировала или мои ожидания были необоснованными.

Выставлять кого-то сверхчувствительным и неразумным — это газлайтинг.

Например, однажды ночью я расписывала красками инструмент, который он смастерил. После того, как он сказал мне, что рисовать, и навис надо мной, жалуясь, что я всё делаю неправильно, я разозлилась и вышла из комнаты. Когда он спросил, что случилось, я взвыла от досады: «Какой ты бесчувственный!» (стоит признать, я могла бы сказать что-то другое).

Затем он сказал мне не называть его так, потому что я вроде как пытаюсь загнать его в угол и заставить извиняться. Я запаниковала. Могу ли я быть манипуляторкой? Бросит ли он меня теперь?

Я пошла в ванную, а когда вышла, то с облегчением увидела, что он стоит там же, держа в руках кошку. Мы стояли рядом и гладили её, как ни в чем не бывало. Забыли о моём гневе на него. Я просто почувствовала облегчение, что он не злится на меня, и выкинула это из головы.

Наши ссоры продолжались месяцами, мне было больно, и я подавляла эту боль, чтобы он не злился на меня.

Когда дела начали ухудшаться, подруга посоветовала мне прекратить отношения. И я сказала: «Но ты же тоже ссоришься со своим парнем».

И она ответила: «Однако наши споры заканчиваются».

Наконец, я поняла, почему никогда не могла выкинуть наши споры из головы: ни одна из моих проблем не была решена. Они просто были переадресованы мне самой.

Я переставала возражать против его действий, потому что мне не давали это делать, а не потому что мне стало лучше.

В здоровых отношениях партнёр_ка выслушает вас, если вы расстроены, и его_её цель — в первую очередь постараться не причинять вам боль в будущем, а не спорить о том, должны ли вы были расстраиваться.

2. Когда партнёр_ка причиняет вам боль, в конце извиняетесь вы

Будучи постоянно убеждённой, что мои чувства необоснованны, я раскаивалась в том, что испытываю их. Разговоры начинались с того, что он причинил мне боль, а заканчивались моими извинениями.

Он убедил меня, что я не только слишком строга к нему, но и злопамятна. «Жизнь слишком коротка, чтобы злиться, — говорил он. — Разве мы не можем просто наслаждаться этим прекрасным днём вместе?»

Я плакала и думала, как сильно я люблю его и как ненавижу портить наше драгоценное время. Я благодарила его за напоминания о том, что действительно важно в жизни, обнимала его и сожалела, что была такой мелочной.

Я возвращалась домой в приподнятом настроении, чувствуя себя на седьмом небе, хотя приподнятое настроение исчезало, как только я понимала, что конфликт остаётся не разрешён.

Мои опасения — результат моей собственной мелочности. Они не имели значения — в конце концов, я была слишком чувствительна. Мне нельзя доверять.

Ощущение, что вашим чувствам нельзя доверять до такой степени, что вы извиняетесь за них, также является признаком того, что вас газлайтят.

©CJ Hendry

3. Вы чувствуете, что не заслуживаете своего_своей партнёра_ки

Если кто-то заставляет вас чувствовать себя источником каждого конфликта и убеждает вас, что вы какие-то не такие из-за того, что расстраиваетесь (как это сделал мой партнёр, сказав мне, что сердиться бессмысленно и что моя обида на него — это мой выбор), вы можете начать чувствовать, что не заслуживаете своего_свою партнёра_ку.

На самом деле, я задавалась вопросом, будут ли все мои будущие партнёры терпеть мою критичность.

Я верила, что мой парень благороден, потому что он избегал споров, а я была «недалёкой» в сравнении с ним. Слава Богу, он был рядом, чтобы указать мне правильный путь. Он понимал, что такое жизнь.

В ужасе от того, что я не заслуживаю его, я подавляла свои негативные чувства, чтобы сделать себя более достойной.

Это то, что нужно манипуляторам_кам.

Известный психолог Престон Ни как-то написал в журнале Psychology Today: «Важно помнить, что проблема не в вас; вами просто манипулируют, чтобы вы чувствовали себя плохим_плохой. Таким образом вы с большей вероятностью откажетесь от своей власти и прав».

Поскольку я постоянно пыталась доказать, что заслуживаю его, мой партнёр всегда получал от меня то, что хотел.

4. Вам приходилось делать то, чего вы не хотели, чтобы избежать конфликта

Манипуляция — это ещё когда кто-то пытается вытеснить вас из вашей зоны комфорта. И я говорю не о спонтанном путешествии или новой еде — я говорю об игнорировании ваших физических, эмоциональных или финансовых границ.

У манипулятивных людей есть хитрые способы заставить своих партнёров_ок думать, что их зона комфорта не имеет значения.

Выбранный моим партнёром метод убеждал меня в том, что моя зона комфорта его не устраивает и что уважение к ней будет означать неуважение к нему.

Первая граница, которую он уговорил меня пересечь, была моим стандартом безопасного секса.

Поскольку у него был незащищённый секс после последних анализов на ЗППП, я хотела, чтобы он обследовался снова или надел презерватив. Он сказал, что презервативы доставляют неприятные ощущения, и я попросила его сдать анализы. Просила целый месяц.

Он продолжал говорить, что запишется, но так и не сделал этого. В конце концов он признался, что не любит ходить по врачам. Он сказал мне, что у него был незащищённый секс только один раз с тех пор, как его последний раз тестировали, и та девушка сказала, что она здорова, так что это не должно быть проблемой. Мне надоело снова и снова обсуждать одно и то же, поэтому я сдалась и занялась незащищённым сексом.

Мое решение не было безопасным, но альтернатива была бы хуже. Я не хотела оскорблять его чувства по поводу презервативов или врачебных кабинетов и вытаскивать его из его зоны комфорта.

Следующая граница, на которой он остановился, была финансовой.

Поскольку я зарабатываю больше, чем он, он утверждал, что я должна платить на наших свиданиях, когда у него не хватает наличных.

У меня было достаточно денег, чтобы заплатить за его еду, поэтому я снова чувствовала себя мелочной, если мне это не нравилось. Почему я ставлю свою способность экономить деньги выше его способности наслаждаться нашим совместным временем?

Он также утверждал, что я привилегированная и не могу понять, через что он проходит. Я не хотела быть чёрствой, поэтому помогала ему. Я боялась, что поведу себя как невнимательная, избалованная девушка, если не сделаю этого.

Как показывают эти истории, его оружием была не открытая агрессия, а интеллектуальные, казалось бы, рациональные аргументы. Если я не смогу интеллектуально обосновать свои границы, я не смогу их иметь.

Это высшая степень манипуляции — не нарушение границ, которые вы защищаете, а убеждение уничтожить их самостоятельно.

5. Они не отвечают на вопросы чётко

Мой напарник однажды научил меня трюку для собеседования.

Если кто-то ставит вас в тупик вопросом, смените тему. Расскажите о том, как вы увлечены своей работой, как вы всегда отдаете ей 100% себя, как вам не нравится говорить «110%», потому что это воображаемый стандарт, который не требует от нас ответственности. К тому времени, как вы закончите, интервьюер_ка не вспомнит, о чём вас спрашивал_а.

Вскоре я поняла, что мой парень использовал тот же подход, что объясняло, почему после большинства наших споров я задавалась с вопросом: «С чего всё это началось?» И в конце я понимала, что всё начиналось с того, что я несчастна.

©CJ Hendry

Когда я пыталась сказать ему, что в наших отношениях что-то не так, или даже обсудить проблему, которая не касалась его, он поднимал свой собственный опыт или абстрактную философскую концепцию, которая не имела ничего общего с нами. Это сводило с ума.

Манипуляторы_ки делают это, чтобы вы не могли припереть их к стенке.

Вместо того, чтобы признать свои ошибки, они отвлекают ваше внимание на что-то другое, например, на эмоциональную историю, которую неудобно прерывать. В итоге вы подчиняетесь их смене темы и забываете, с чего начался разговор.

К сожалению, если вас что-то зацепило, то всё равно не отпустит.

6. Вы чувствуете, словно у вас раздвоение личности

В один момент я жалуюсь на своего партнёра моим друзьям и семье. В следующий я буду защищать его от их заявлений, что он мне не подходит. Сначала я клянусь изменить свои привычки или заставить его снизить его ожидания. В следующий раз я разозлюсь на него за то, что он не оправдал моих ожиданий.

Я чувствовала, что у меня раздвоение личности, моё отношение постоянно менялось. Мысли путались.

Но после того, как я узнала, что такое манипуляция, я поняла, что та версия меня, которая была на его стороне, не основывалась на моих личных мыслях. Он манипулировал мной, чтобы я его защищала.

На самом деле, когда я защищала его, я говорила в точности как он. Я разглагольствовала о том, как его неправильно воспринимают. Я переводила тему, когда мои друзья_подруги осуждали его привычку отменять планы в последний момент. «Он же не мог что-либо подхватить за один раз», — говорила я, чтобы не думать о непройденных анализах на ЗППП. «Я тоже не идеальна», — напоминала я друзьям_подругам, повторяя то, что он любил напоминать мне.

Я как раз защищала решение моего парня не делиться со мной едой в его доме, когда мой отец сказал: «Достаточно!»

В голове что-то щёлкнуло, и я поняла, что тоже была расстроена из-за всех этих вещей, прежде чем мой партнёр убедил меня, что они не имеют большого значения.

К счастью, у меня были семья и друзья_подруги, которые заступались за меня — особенно тогда, когда я сама себя газлайтила. В конце концов, стало невозможно одновременно играть роль верной девушки, подруги и дочери тех, кто хотел для меня лучшего. Мне пришлось выбрать одну версию себя.

Поэтому я решила высказаться.

7. Они манипулируют вашими убеждениями о самой манипуляции

Если вы хотите противостоять манипулятивному человеку, как пишет Престон Ни, «обязательно создайте для себя безопасные условия, будь то поддержка других людей, свидетели_ницы и доказательства его_её поступка».

Правда, это не всегда работает. В моём случае партнёр использовал моё «доказательство» как ещё одно обоснование моей собственной мелочности.

В сентябре я заметила, что он так и не прочёл диссертацию, которую обещал прочитать в январе. Мне было плевать на неё, но я хотела, чтобы он понял, что из-за таких вещей мне было трудно доверять ему и что это не просто агрессивный жест с моей стороны.

Я сказала: «Ты не имел права наезжать на меня за то, что я критиковала тебя из-за диссертации».

«Нет, имел».

И тогда я поняла, что наши отношения катятся под откос.

Я начинала понимать, что не заслуживаю такого отношения за то, что прошу разделить расходы, или за то, что не хочу нарушать свои сексуальные границы, чтобы ему было комфортно. И я знала, что пока я с ним, я буду чувствовать это давление.

Я вырвалась из этих отношений со срывом и истерикой, но с тех пор не возвращалась.

В своей следующей книге «Вербальный абьюзер: может ли он измениться?» Эванс пишет, что некоторые абьюзеры могут измениться, если они действительно понимают, что делают, и обычно это требует терапии. Некоторые же в принципе не признают себя таковыми.

Когда вы сталкиваетесь с манипулятивным человеком, он_а либо проработает свой «образ», либо будет манипулировать вами, заставляя вас не замечать его_её манипуляции.

©CJ Hendry

Это последний признак того, что вы находитесь в отношениях с манипулятором_кой, — и чёткий сигнал, что нужно что-то с этим делать.

На момент разговора я уже слишком ясно видела манипуляции моего партнёра, чтобы он мог отрицать их, какими бы убедительными ни были его аргументы.

Я надеюсь, что если вами манипулируют, то те чувства, которые раньше были расплывчатым, запутанными и так сводили с ума, чувства, из-за которых вы хотели вырвать свои волосы, теперь стали понятны и для вас.

Спустя два года после расставания я всё ещё учусь смотреть на себя в более позитивном свете. Я по-прежнему постоянно газлайчу себя, но, когда ловлю себя на этом, пытаюсь вспомнить, что мои негативные чувства — это знак того, что что-то не так, а не якобы недостаток моего характера.

И я больше не отрываю кончики волос.

Сюзанна Вайс пишет для Everyday Feminism, Нью-Йоркских изданий Washington Post, Salon, Seventeen, Buzzfeed, The Huffington Post, Bustle и многих других ресурсов. Она имеет степени в области гендерных и сексуальных исследований, современной культуры, средств массовой информации и когнитивной нейробиологии. Читайте её в Twitter @suzannahweiss.