7 снежня 2019

Никого не выпускать: как получают визы транс-люди?

8 615
Почему трансгендерным людям так сложно податься на визу и еще сложнее ее получить? Работая последние несколько лет с приглашениями транс-активист_ок на образовательные мероприятия, я подготавливал_а пакеты документов и со стороны приглашающих организаций, и со стороны отправляющих организаций. И часто вне зависимости от того, сколько документов мы предоставляли в Посольства, мы получали отказы.
Изображение: Lou Nollaig
© Lou Nollaig
Эта статья — о структурной нечувствительности к трансгендерному опыту, на которой построена визовая процедура.

Список сложностей, которые я буду описывать, не исчерпывающий. Но и он показывает, что система требований, которая сегодня существует для подачи на визу, никак не учитывает транс-опыт. Эти негибкие требования отражаются не только на транс-людях. В принципе, ненормативный опыт, связанный с гендерной идентичностью, классом, социальным положением, возрастом, физическим и психическим благополучием, выпадает при рассмотрении визовых прошений. Транс-люди часто живут на пересечении нескольких таких ненормативных опытов, поэтому их положение оказывается особенно уязвимым.

Существующая сегодня система выдачи виз в зону Шенгена напрямую ограничивает круг транс-активист_ок, которые могли бы участвовать в образовательных мероприятиях и международных конференциях. С учетом того, что многие из этих мероприятий финансируются правительствами стран Евросоюза для укрепления транс-движения в Восточной Европе, отказ в визах выглядит особенно иронично. С одной стороны, транс-движения хотят поддержать. А с другой стороны, участн_иц этого движения не впускают в страны, где эту поддержку могут оказать. В чем проблема?

Никого не выпускать: как получают визы транс-люди?© Иллюстрация Lou Nollaig


Список документов

Почти все активистские мероприятия (если только они не проводятся госучреждениями) попадают под категорию частных поездок или туризма. Документы для таких поездок можно условно разделить на две категории. Это документы, которые присылает приглашающая сторона, и документы, которые нужно собрать самостоятельно. Обычно организатор_ки мероприятия присылают приглашение или спонсорское письмо, письмо-прошение о визе для Посольства, билеты и страховку.

Самостоятельно предстоит собрать:

• справку с места работы с указанием зарплаты или учебы;
• подтверждение финансовых средств на поездку (выписка с банковского счета в размере не менее 40 евро в сутки на человека);
• документы, подтверждающие связь с родиной (свидетельство о браке, справку о заработной плате партнер_ки; доказательства владения имуществом) для неработающих людей;

Уже на этом этапе у множества транс-людей возникают трудности с поиском документов. Из-за отсутствия анти-дискриминационного законодательства и трансфобии со стороны работодатель_ниц, многие трансгендерные люди не имеют стабильной работы (почитать больше об этом можно здесь). Легальная работа, на которой могут выдать справку о трудоустройстве, доступна немногим. В целом, безработица и бедность — две ключевые проблемы трансгендерных сообществ в Восточной Европе. И понимание этого контекста чрезвычайно важно для людей, которые потом рассматривают прошения о визе.

Если брать активист_ок, то большая часть из них работает в незарегистрированных организациях или инициативах. Получить документ о наличии работы — это вечная боль. Тем, кому нужно нести справку с учебы, нужно будет показывать приглашение на мероприятие, которое не понравится руководству университета. Ну и, конечно, обе эти процедуры связаны с тем, что тебе нужно будет идти к незнакомым людям и получать документы на свои паспортные имя и фамилию. Это неприятно.

Тор Широков


Даже если у транс-персоны есть работа, выписка с банковского счета может быть непосильным требованием. Во-первых, завести банковский счет непростая задача. Из-за несовпадения внешности и документов, трансгендерные люди при попытках открыть банковский счет или получить доступ к банковским услугам оказываются в ситуациях аутинга (почитать больше можно здесь). Во-вторых, часто тех денег, о которых спрашивает посольство, нет. Многие транс-люди вкладывают заработанные и отложенные деньги в процедуры и лекарства, необходимые для совершения перехода. Найти сто, двести или триста евро для поездки для многих не представляется возможным. В некоторых посольствах могут потребовать выписку из банка о движении средств за 3 месяца. Это не дает возможности просто положить деньги на поездку перед подачей визы. Учитывая, что приглашающая сторона присылает транс-активист_ке спонсорское письмо о том, что будет покрывать все расходы в течение поездки, требование предоставить выписку из банка просто не учитывает реальность, в которой живут транс-люди.

Справка из банка — это другая огромная проблема. С одной стороны, у людей нет денег. А с другой — у них нет карты или счета, и им нужно идти в банк, где вариантов немного. Тебе или сразу грубо откажут, или вызовут службу охраны и откажут, или ты пройдешь через весь этот ад вынужденного камин-аута и общения по паспортному имени и все-таки получишь необходимый документ.

Тор Широков


Если у человека нет работы или учебы и, во многих случаях, даже когда и работа, и учеба есть, транс-персоне нужно искать документы, которые подтверждают связь с родиной. Поиск этих документов часто связан с дополнительными финансовыми затратами (документы нужно нотариально заверять) и личными рисками. Если человек уже сменил паспорт, то поход к нотариусу для заверения документов о владении имущества, написанных на старое имя, становится еще одним вынужденным камин-аутом. Точно так же получение и заверение свидетельств о браке, расторжении брака и рождении детей становятся болезненными и опасными процедурами. Никто не может гарантировать, что личная информация, которой поделится человек в ЗАГСе или у нотариуса, не всплывет еще где-то.

Даже если транс-человеку удается собрать все перечисленные документы, часто посольство не принимает часть из них на основании того, что паспортное имя и имя в документах не совпадают. Транс-человек тогда оказывается в ситуации, когда он_а не только вынуждена раскрыть свой транс-статус, но и приложить патологизирующие документы, подтверждающие этот статус. Все эти документы оказываются на рассмотрении сразу нескольких, если не всех, сотрудни_ц визового центра.

© Иллюстрация Lou Nollaig


Процедура подачи

Если сбор документов неприятен, то необходимость показать свой паспорт незнакомым людям, чья реакция непредсказуема, представляет реальную угрозу.

Было очень много вопросов к моим документам от разных людей. Вы знаете, что ваша фотография в паспорте и ваша внешность не совпадают? Почему у вас в паспорте такое имя? А что с вами вообще такое? А когда вы собираетесь менять паспорт? И чтобы получить визу, мне нужно было спокойно отвечать на все эти травмирующие вопросы. Хотя какое кому дело, когда я собираюсь менять паспорт? Я, может, вообще не планирую этого делать. Но, по сути, дело даже не в том, что нужно отвечать на поток некорректных вопросов. Вокруг меня было много людей. В визовом центре не было отдельных кабинок. Что мне нужно было делать? Кричать свое паспортное имя? Всем рассказывать о своем транс-статусе? Я выйду из визового центра, и что со мной сделают люди, которые все это слышали?

Санжар Курманов


Один из главных барьеров подачи на визу — это консульский сбор и стоимость услуг визовых центров. Помимо обязательной уплаты визового сбора, транс-люди, особенно те, кто подается на визу в первый раз, вынуждены оплачивать услуги визового центра по заполнению анкеты. Для многих такие финансовые затраты составляют значительную часть месячного бюджета. Если транс-персона принимает активное участие в транс-движении и хочет участвовать в мероприятиях несколько раз в год, то е_й приходится ограничивать себя в течение многих месяцев и откладывать деньги.

Безусловно, это обязанность приглашающей стороны — возместить расходы, которые берет на себя транс-человек. Но часто между возмещением расходов и оплатой услуг визового центра проходят месяцы. А еще чаще, транс-людям отказывают в визе и возмещение расходов затягивается из-за невозможности передать деньги.

Помимо этого, непосредственно сама процедура подачи на визу (от момента прихода в визовый центр до сдачи документов) нечувствительная к потребностям транс-людей.

Поход в визовый центр часто самый болезненный этап в подаче на визу. Получение визы по паспорту, которому, например, лет десять — это процесс, где ты будешь сидеть, стоять, ждать, “когда с тобой разберутся”. Это дополнительные сотрудни_цы, которые рассматривают тебя и все твои документы по несколько раз. Это постоянное использование паспортного имени вслух. В этом процессе нет никакого уважение к тебе как к человеку.

Тор Широков


Нехватка знаний о том, кто такие транс-люди, в каких случаях внешность может не совпадать с паспортной фотографией и как работать с такими клиент_ками, — повальная проблема даже тех посольств, которые декларируют защиту прав ЛГБТКИ+ как свою ценность.

Процедура подачи на визу очень непрозрачная, и для людей, которые делают это в первый раз, она не понятна. Когда я подавался на визу, я не знал, чего ждать. Люди в визовом центре были изначально агрессивно настроены. Меня мисгендерили, и у меня почти отказались принимать прошение о визе, потому что никто не знал, что делать с моими документами.

Санжар Курманов


Такой опыт подачи на визу для многих становится очень травматичным переживанием, после которого люди сознательно отказываются участвовать в международных мероприятиях. Из-за игнорирования и нечувствительности к транс-опыту большинству транс-активист_ок безопаснее вообще не выезжать из своих трансфобных стран, чем пытаться выехать и, вернувшись, изменить что-то на родине.

© Иллюстрация Lou Nollaig


Что можно сделать?

Для того, чтобы ситуация изменилась в позитивную сторону, нужна комплексная работа. Поддержка прав ЛГБТКИ+ связана не только с политической позицией государства и позитивными высказываниями. Это еще и конкретные действия, которые учитывают опыт людей из уязвимых групп. Эти действия могут казаться небольшими, но они имеют большое влияние на психическое благополучие и чувство безопасности транс людей.

Вот, например, шаги, которые могут сделать Посольства и визовые центры для обеспечения комфорта и безопасности транс людей:

• отменить обязательную графу выбора обращения “Mr/Ms/Mrs” (Мистер/Мисс/Миссис) или включить гендерно-нейтральное обращение Mx;
• предоставить возможность подачи заявления в индивидуальной кабине;
• спрашивать: “Как я могу к Вам обращаться?”— при приеме документов и обращаться так к человеку на протяжении всей процедуры подачи документов;
• проводить регулярные образовательные мероприятия с сотрудни_цами визовых центров и консульств для повышения осведомленности о правах и потребностях уязвимых групп;
• помечать бейджиками или другими отметками сотрудни_ц визовых центров, у которых есть ЛГБТКИ+ экспертиза и которые прошли обучение, как работать с такими клиент_ками.

Кроме этого, нужны глобальные политические решения, которые примут во внимание потребности и реальность ЛГБТКИ+ активист_ок. Такие решения могут быть связаны с:

• уменьшением визового сбора для людей, подающихся на участие в активистских мероприятиях;
• упрощенной процедурой подачи и рассмотрения визовых прошений для активистских мероприятий;
• предоставлением мультивиз для активист_ок;
• предоставлением долгосрочных виз.

Вместе с этим, нужно продолжать говорить о проблеме. Рассказывая партнерским организациям о сложностях, с которыми люди сталкиваются при подаче на визу, делясь своим опытом и делая образовательные материалы, мы сможем постепенно изменить процедуру в сторону большей чувствительности.
тони лашден для MAKEOUT