здароўе 26 кастрычніка 2015

26 октября - День информирования об интерсексуальности

n-europe | Прагляды: 4 322

Ежегодно 26 октября проходит День информирования об интерсексуальности (Intersex Awareness Day). В медицинской риторике длительное время доминировало понятие «гермафродитизм». И лишь с развитием движения за права интерсекс людей появилось более толерантное и корректное понятие. Что же такое интерсексуальность? И почему появилась необходимость в таком Дне информирования?


Интерсексуальность (intersex) является общим термином для обозначения различных случаев, когда у человека анатомия репродуктивной или половой системы не соответствует общепринятым определениям мужского или женского пола, то есть включает, например, те или иные признаки обоих полов или, наоборот, «не выражена» по меркам принятых критериев.

По данным исследования Университета Брауна (Brown University), частота рождения людей, чьи тела отличаются от «стандартных» определений мужского или женского пола, составляет один случай из 100. Исследователи указывают, что 1,7 % новорожденных не вписываются в представления о хромосомном, генитальном и гормональном поле. Эти данные основаны на анализе медицинской литературы (например, на отчетах и данных по исследованию населения и генетическим исследованиям, на описаниях случаев из практики, на государственных документах, учебниках, научных статьях) по различным регионам мира за период с 1955 по 1998 год.

Интерсексуальность дает о себе знать в различных конфигурациях человеческой телесности. Например, человек может родиться с внешними признаками женского пола, но при этом иметь внутреннюю анатомию, в большей мере соответствующую мужскому полу. Или его/ее гениталии представляют собой «нечто среднее» от обоих полов, например, «девочка» может родиться с заметно большим клитором или без отверстия влагалища, а «мальчик» может родиться с очень маленьким пенисом или с мошонкой, которая разделена так, что она больше похожа на половые губы. Также возможен такой вариант генетической структуры, когда некоторые клетки имеют XX хромосомы, а некоторые – XY.

Иногда индивид не знает о своей интерсексуальности, пока не достигнет половой зрелости. Некоторые люди проживают жизнь, так и не узнав о своей интерсексуальности.

Все это свидетельствует о том, что понятие интерсексуальности является достаточно неоднозначным в медицинской риторике, а вариантов строения человеческого тела может быть больше, чем это принято считать. Соответственно, сам факт существования интерсексуальных людей ставит под сомнение традиционные представления о содержании гендерной идентичности.

26 октября - День информирования об интерсексуальности

Тело и гендер

В рамках традиционной риторики о биологической предопределенности гендерных ролей особенности тела используются для легитимации гендерных различий. Однако в случае с интерсексуальностью, когда определение биологического пола затруднено, сразу возникают вопросы, каким образом воспитывать такого ребенка, в каком роде обращаться, какое имя выбрать и т.п. Социальная сконструированность гендерной идентичности становится особенно очевидной.

При этом важно подчеркнуть, что само понятие «интерсексуальность» также является конструктом. Поскольку это понятие призвано обозначить ситуации, когда биологические вариации телесности человека определяются обществом, в частности медициной, в терминах «мужское» или «женское». Грудь, пенис, клитор, мошонка, половые губы, половые железы – все это различается по размеру, форме и морфологии. Так называемые половые хромосомы могут представать в различных комбинациях. Но в социокультурном пространстве все разнообразие проявлений человеческого тела сводится к двум категориям: мужской или женской. В случае невозможности определить ни одну из них, вводится понятие интерсексуальности, необходимое для дефиниции телесности в отношении к первым двум. Это необходимо потому, что все социальное взаимодействие основано на отнесении человека к тому или иному гендеру. Общество устанавливает четкие предписания к тому, какими должны быть признаки мужского или женского пола, а все, что не вписывается в эти критерии, обозначается как интерсексуальное.

В обществе, где принципиальным для поддержания определенного социального порядка является строгое следование гендерной норме, все индивиды, которые не вписываются в эти нормы, сталкиваются со случаями дискриминации.

Все формы дискриминации в отношении интерсекс людей коренятся в общепринятом представлении, что есть только два биологических пола. Эта модель исключает сам факт существования интерсекс людей, помещая их в пространство «патологии» и «девиации». Тела же «нормализуются», приводятся в соответствие с «нормой».

Дискриминация интерсекс людей

В современном обществе нормальным считается быть мужчиной или женщиной. Если индивид не может быть четко отнесен ни к одной из этих категорий, то её/его существование в обществе становится крайне затруднительным. Проявляется это и в интерфобии (осуждении, непринятии), и в трудностях простого получения паспорта. В большинстве стран невозможна юридическая легитимация интерсексуальности.

С самого рождения юридический пол ребенка определяется родителями и/или врачами. Во многих ситуациях всё не ограничивается лишь юридическими процедурами, но проводятся хирургические операции, призванные привести тело такого ребенка в соответствие с выбранным полом. Причем чаще всего эти операции проводятся в раннем детстве, соответственно, мнение интерсекс человека не учитывается. Исследования показывают, что подобного рода хирургические вмешательства негативно сказываются на здоровье людей (например, теряется чувствительность половых органов), а также их психологическом состоянии.

В 2011 году был подготовлен специальный отчет для Европейской комиссии «Трансгендерные и интерсекс люди: дискриминация по признакам пола, гендерной идентичности и гендерного самовыражения», в котором описывается случай судебного разбирательства в Германии в 2008 году, когда Кристиана Воллинг выступила против хирурга, который 30 лет назад удалил ей без её ведома матку, трубы и яичники. Кристиана родилась с неопределенными наружными половыми органами, воспитывалась как мальчик, но с детства идентифицировала себя как девочку. Во время операции по удалению аппендицита в 17 лет у нее были обнаружены внутренние женские органы – матка и яичники, которые через год были удалены без тщательного информирования и консультирования Кристианы о сути и последствиях операции. В результате этого она вынуждена жить в теле «не того пола», в каком она себя ощущает, что причиняет ей моральные и психологические страдания и дискомфорт. Более того, последовали серьезные проблемы со здоровьем. В результате реконструкции уретры появились хронические, устойчивые к антибиотикам инфекции мочевыводящих путей, хроническая почечная недостаточность и периодические дисфункции мочевого пузыря. Она в полной мере поняла, что с ней произошло, когда случайно по прошествии многих лет к ней попал опросник по проблематике интерсекс людей. В итоге судебного разбирательства суд постановил, что врач виновен в причинении вреда здоровью и самоопределению Кристианы.

Движение в защиту прав интерсекс людей ставит на повестку дня такие вопросы, как признание «физической целостности» интерсекс и снятие необходимости выбрать строго определенный пол и провести соответствующую операцию; ограничение права родителей решать вопрос о гендерном самоопределении ребенка и осуществлять хирургические операции без его/ее осознанного согласия; отмену графы «пол» в ряде важных гражданских документов, таких как паспорт, свидетельство о рождении. Многие интерсексы поддерживают идею о том, что их тела не нуждаются ни в какой коррекции и должно быть приняты такими, какими они есть, апеллируя тем самым к идее континуума проявлений «пола».

***

День информирования об интерсексуальности призван донести до общественности представление о том, что существующие традиционные гендерные нормы исключают все, что не вписывается в создаваемую ими матрицу. В результате этого люди дискриминируются и подвергаются опасным манипуляциям, а их тела "нормализируются", причиняя боль и страдания.

Социальное неприятие и попытки нормализации интерсексов представляют собой реакцию на поддержание автоматизма восприятия гендерных отношений.

Проблема изменения жесткой модели телесной идентичности не рассматривается из перспективы знания о плюральности и многообразия типов тел и идентичностей. Таким образом, конкретным людям с их телесными особенностями приходится подстраиваются под эту жесткую модель.